Ten of 2000 Synagogues in Belarus

Yana Shydlovskaya, photos Sergei Plytkevich


The architectural appearance of Belarusian cities and towns has been, to a certain extent, determined by wooden and stone synagogues for many centuries. By the beginning of the twentieth century, they totalled nearly two thousand.

Alas, the wooden structures of Jewish communities did not survive in Belarus. They were burned and destroyed during the war. Only few drawings, postcards and photos remind of them. Synagogues of stone and brick, which partially survived, were turned into warehouses, cultural centres, cinemas and clubs. We have selected ten of the surviving synagogues of Belarus. Some of them lie in ruins or are undergoing restoration. Only a few examples of synagogue architecture are used as synagogues. The proposed trip will help you to see and appreciate the magnitude of the spiritual culture of the people for whom the synagogues were built.

1. Great Synagogue in Bykhov

The great synagogue appeared in Bykhov in the first half of the 17th century, a few years after the castle was built here. For two centuries this was the only big stone structure in the city.


The great synagogue in Bykhov has features characteristic of a defensive structure. The impregnable castle-like view of the synagogue is created by two-meter thick walls and a round tower at a corner with niches, resembling loopholes. The interior was richly decorated with modelings and paintings. Today it is one of the four synagogues in Belarus where the bimah survived. It is located in the centre of the sanctuary, surrounded by four pillars, with a raised platform from which the Torah and excerpts from the books of the prophets during the service are read. The surviving bimahs can be seen in the synagogues of Slonim, Grodno and Ruzhany.


On the old map of Bykhov, the great synagogue occupied a whole quarter in the northern part of the city. In the neighborhood there was a market square and the city wall with the Mogilev gates.

2. The Great Synagogue in Slonim

The Jewish community appeared in Slonim in the mid-16th century and three centuries later it became one of the most numerous in Belarus. At the turn of the XIX-XX centuries, in the city there were 21 synagogues, a Talmud Torah, several dozen cheders and four Jewish schools.

The construction of the great synagogue of Slonim began in 1642 near the market square. Six years later, its baroque façade with a figured pediment harmoniously blended into the historic centre of the city. The powerful character of the building enhanced the city's defensive system. Outwardly the synagogue looked reserved and strict with its high window openings, narrow niches and loopholes, located in two tiers.


The almost two-meter-thick walls protect an exquisitely decorated sanctuary with a balcony above the entrance where women prayed. Its interior is partially preserved: today inside the synagogue you can see a bimah surrounded by four columns and aron-kodesh. The walls of the synagogue are decorated with old frescoes depicting ritual and secular musical instruments, flowers. The synagogue has often suffered from wars and fires. In the post-war years it was turned into a warehouse and a commercial premises. Now the building of the synagogue that adorns the historic centre of the city is under restoration.

3. The Synagogue in Ruzhany

Having taken possession of Ruzhany, Lev Sapieha turned the locality into his residence. In the XVII-XVIII centuries the court architect of Sapieha, Jan Samuel Becker worked in Ruzhany. He designed Trinity Church, the Church of Saints Peter and Paul, the Basilian Monastery, the Church of St. Casimir in Ruzhany.

At the end of the 18th century, the architectural appearance of the town was enhanced by a two-tiered building of the synagogue, built according to a new type, because the elements of defensive architecture were completely replaced by the baroque forms during its construction.



The basement of the synagogue featured small lancet windows. The window openings above were arched shape. The exterior was decorated with thin pilasters, a wide cornice and decorative arches. The sanctuary inside the synagogue looked commodious, and today one can see the old bimah surrounded by four columns.

Near the synagogue, a one-storeyed yeshiva with arched windows was built. After the war, the building was used as a warehouse, a mill, a boiler room and a garage.

4. The Great Synagogue in Stolin

By the end of the XVIII century, the Jewish community of the city totalled over four hundred people. By the end of the next century the population of the city was predominantly Jewish. In Stolin there were four synagogues, mikvahs, Jewish schools, mills, shops, pharmacies.

The great synagogue, built in Stolin in 1792-1793, is a two-storey building with arched windows, a pediment, pilasters and cornices on the second tier. Inside the walls were decorated with colourful murals, which have been partially preserved to this day. The fire of 1827 did not spare the bimah. Forty scrolls of the Torah were also consumed by fire, which were stored in silver cases with gilded finials.



The peculiarity of the Stolin synagogue was a complex roof construction, which was often used in folk architecture, in particular, when to cover big barns. Alas, today the walls of the synagogue have no roof above them.

5. The great synagogue in Grodno

The great, or choral synagogue on Bolshaya Troitskaya Street in Grodno is considered one of the most beautiful and oldest in Europe. To construction the house, in 1572, comes to Grodno the Italian architect Santi Gucci. But even this stone house suffered greatly from the fires of 1885 and 1900.


The construction of the present-day building of the Great Choral Synagogue in the style of Russian Art Nouveau was begun in 1902. Its appearance partially incorporated some architectural features of the old synagogue, dating back to the 17th century. The house had two elegant, decorated with pilasters, cornices, fascia and high arched niches and windows.

2015-06-02-34 1412_1.jpg


Inside the Choral Synagogue is as good as outside. In the middle of the prayer hall decorated with stucco moulding, where the choir of boys once used to sing, there is a bimah, in the eastern wall - a niche for the storage of the Torah, and along the western - a gallery for women. During the war, the synagogue was in the centre of the ghetto and served as a gathering place for Jews before being sent to concentration camps and to executions. After the war, the magnificent building was used to store food and medicine, and then adapted to art workshops. At the moment, work is underway to restore this synagogue in Grodno on the banks of the Neman River. The services take place in the prayer hall. There is a Jewish Museum in the building today.

6. The Great Synagogue in Kobrin

Built in the XVIII-XIX centuries, the synagogue Kobrin is considered one of the largest in Belarus. This is the only surviving of the seven synagogues that existed in Kobrin, where Jewish population prevailed before the Second World War. In the years of the war the synagogue appeared in the centre of the ghetto. After the war, devastated and plundered, it was closed and used for other purposes, in particular in the 1980s, beer and a berry drinks were produced here.


In 2003, the registered Jewish religious community of Kobrin raised the issue of restoring this architectural monument. However, it has not yet been possible to implement plans to establish the cultural centre of Jewry of Western Belarus, the Museum of History and Ethnography of the Jews of Brest Region, as well as to make the synagogue acting.

7. The stone synagogue in Luzhki

The village of Luzhki stands on the bank of the Mnuta River near Sharkovshchina. At first those were the holdings of Sapieha, later the Zhabov family held them. Luzhki was granted the status of a small town with the right of holding fairs. In modern Luzhki and its surroundings, the historical architectural ensemble, consisting of the estate of the Counts Plater, the churches, the water mill and the synagogue, built in the mid- 19th century have recently received the status of historical and cultural treasure.


The building of the synagogue is built of quarry stone and brick on the right bank of the Mnuta. Once there was an acting cheder, which until 1872 attended Eliezer Ben-Yehuda, who he was born in Luzhki, and Leiser Yitzhak Perelman attended the cheder, who later will be called "the father of modern Hebrew." On the site of his house in Luzhki there is a memorial, and in Glubokoye his bust adorns the Alley of famous countrymen. The walls of the synagogue in Luzhki survived, featuring unusually beautiful stone masonry and arched window openings. Near the river banks, the ruins of the mikvah have been preserved. That is a water tank with walls of rubble and bricks.

8. The synagogue in Oshmyany

At the beginning of the XIX century, the stone synagogues in Belarus acquired a form more typical to secular architecture, with the features of classicism. At the turn of the XIX-XX centuries, the Jewish community of Oshmyany, which about half of the city's population comprised, received permission to build a stone synagogue. The building is made of red brick, strict and rectangular in shape, decorated with pilasters, with slightly elongated windows. The peculiarity of the Oshmyany synagogue is its three-tiered roof, which has survived to this day. Its two lower tiers have four slopes, while the third highest one has two slopes and triangular, board-clad gable-shields.



During the Second World War, the synagogue and the adjoining territory were turned into ghettos. After the war the building belonged to the regional consumer cooperation. Now it is in the possession of a local museum of local lore, named after Frantishek Bogushevich. This is the only synagogue in Belarus, in which the original interior is well preserved, including wall and vault murals and individual architectural elements.

9. The Great Lubavitcher Synagogue in Vitebsk

The last authentic building of the stone synagogue in Vitebsk stands on Revolutionary Street, which used to be called Bolshaya Ilinskaya. It was erected in the early twentieth century, when the city had about 60 prayer houses and synagogues. They were built mainly of wood. There were only a few stone synagogues. The Great Lubavicher was one of them. Not far from Bolshaya Ilinskaya is Pokrovskaya Street, where the family of the artist Marc Chagall once lived. The rich history of synagogues in Vitebsk has to be studied on the basis of archival documents, old postcards and photographs, as well as paintings made by artists. For example, Marc Chagall showed a wooden synagogue in Vitebsk on his gouache drawing "My Village", and in the drawing "Synagogue", dating to 1917, the artist depicted the interior of a prayer house with a bimah and aron-kodesh.


The Lubavitcher synagogue was used for a short time. In 1923, it housed an aeroclub, and after the war the building was transferred to one of the city's enterprises to establish a House of Culture. The Great Lubavitcher synagogue in Zadvinye is getting dilapidated every year. Not once the question of its restoration was raised, but to this day the synagogue remains in ruins.

10. The Choral Synagogue in Minsk

At the very beginning of the 20th century, on the Serpukhovskaya Street in Minsk, which will later be named after Volodarsky, a Choral Synagogue was erected, in the architectural style in which the Byzantine and Arab motifs intervene. On the facade there were also an elongated Arabian arch, resting on Byzantine columns, tripled arches, a relief plastering, mimicking the Byzantine masonry, and Gothic round rosettes, the biggest of which symbolized Aaron's eye.



After the revolution, the Choral Synagogue was destined to perform exclusively cultural roles. It was a Jewish theatre, a House of Culture, a cinema for 1.2 thousand seats and, finally, in 1947 the Russian Theater moved here from Bobruisk. The building of the former Choral Synagogue was rebuilt after the war and now it looks different. Today the building houses the Maxim Gorky National Academic Drama Theatre. Fragments of the old masonry can be seen only on the walls, facing the yard.


published: http://planetabelarus.by

Дзесяць з 2000 сінагог Беларусі

Яна Шыдлоўская, фото Сергея Плыткевіч

 

Архіэктурны вобраз гарадоў і мястэчак Беларусі, дзе на працягу многіх стагоддзях сярод дамінуючых была габрэйская супольнасць, вызначалі мураваныя і драўляныя сінагогі ды малітоўныя дамы  Напачатку ХХ стагодзя іх колькасць набліжалася да 2000

Увы, деревянные дома собраний не сохранились – были сожжены и уничтожены во время войны, оставив о себе память на старых рисунках, открытках и фотокарточках. Синагоги из камня и кирпича, которые частично уцелели, были отданы под склады, дома культуры, кинотеатры и клубы. Сегодня лишь считанные из этих памятников синагогальной архитектуры используются по назначению. Мы отобрали десять из сохранившихся синагог Беларуси, которые стоят в руинах, находятся на реставрации, действуют. Путешествие к ним поможет увидеть и оценить богатство духовной культуры людей, для которых они были построены.

1. Главная синагога в Быхове

Главная синагога появилась в Быхове в первой половине XVII века – через несколько лет, после того как здесь был построен замок. На протяжении двух веков это были единственные в городе монументальные сооружения из камня.

2013-08-05_u2_0383_1.jpg

Главную Быховскую синагогу относят к сооружениям оборонительного типа. Неприступный замковый облик синагоги создают двухметровые стены и угловая круглая башня с нишами-бойницами в ней. Интерьер был богато украшен лепкой и росписью. Сегодня это одна из четырех синагог Беларуси, где сохранилась бима – окруженное четырьмя столбами возвышение в центре строения для публичного чтения свитка Торы и отрывков из книг пророков во время богослужения. Уцелевшие бимы можно также увидеть в синагогах Слонима, Гродно и Ружан.

2013-08-05_u2_0384_1.jpg

На историческом плане Быхова Главная синагога занимала место в отдельном квартале в северной части города. По соседству находились рыночная площадь и городской вал с Могилевскими воротами.

2. Главная синагога в Слониме

Еврейская община появилась в Слониме в середине XVI века и спустя три столетия стала одной из самых многочисленных в Беларуси. На рубеже XIX-XX веков в городе действовали 21 синагога, талмуд-тора, несколько десятков хедеров и четыре еврейских училища.

Строительство Главной синагоги Слонима началось в 1642 году недалеко от рыночной площади. Спустя шесть лет ее барочный фасад с фигурным фронтоном органично вписался в исторический центр города, а мощный характер постройки придал городской системе оборонительных сооружений более совершенный вид. Внешне синагога выглядела сдержанно и строго: высокие оконные проемы, узкие ниши и окна-бойницы, расположенные в два яруса.

d5760fa5cd0ee1dca69da50b7fc5754c.jpg

За почти двухметровыми стенами находился изысканно украшенный молитвенный зал с балконом над входом, где молились женщины. Его интерьер частично сохранился: сегодня внутри синагоги можно увидеть окруженную четырьмя колоннами биму и арон-кодеш для хранения свитка Торы. Стены синагоги украшены старинными фресками с изображением обрядовых и светских музыкальных инструментов, цветов. Слонимский дом собрания не раз страдал от войн и пожаров, в послевоенные годы был превращен в склад и торговое помещение. Теперь украшающее исторический центр города здание синагоги находится на реставрации.

3. Ружанская синагога

Получив во владение Ружаны, Лев Сапега превращает местечко в свою резиденцию. В XVII-XVIII веках в Ружанах трудится придворный архитектор Сапег Ян Самуэль Бекер. Из культовых сооружений здесь строятся Троицкий костел, церковь Святых Петра и Павла, монастырь базилиан, костел Святого Казимира.

В конце XVIII века архитектурный облик местечка дополнило двухъярусное здание синагоги, воздвигнутое по новому типу: при его строительстве элементы оборонительного зодчества были полностью заменены формами барочной архитектуры.

0_92446_69a0155d_orig.jpg

 

Первый полуцокольный этаж синагоги завершали небольшие стрельчатые окна; оконные проемы второго яруса высотой в две трети здания имели арочную форму. Экстерьер украшали тонкие пилястры, широкий карниз и декоративные арки. Пространство внутри синагоги оставалось по-прежнему объемным, и сегодня здесь можно увидеть окруженную четырьмя колоннами старую биму.

Рядом с синагогой построена одноэтажная с арочными оконными проемами иешива. После войны здание еврейской школы использовалось как склад, мельница, котельная и гараж.

4. Главная синагога в Столине

К концу XVIII века еврейская община города насчитывала более четырехсот человек, а к концу следующего столетия население города было преимущественно еврейским. В Столине действовали четыре синагоги, миквы, еврейские школы, работали мельницы, магазины, аптеки.

Главная Столинская синагога, построенная в 1792-1793 гг., представляет собой двухэтажное здание с лучковыми и арочными окнами, фронтоном, пилястрами и карнизами на втором ярусе. Внутри стены были украшены разноцветными фресками, которые частично сохранилась и доныне. Пожар 1827 года не пощадил бимы, сгорели также и сорок свитков Торы, хранившиеся в серебряных футлярах с позолоченными корешками.

2006-09-30_7527.JPG

2006-09-30_7530.JPG

Особенностью Столинской синагоги была сложная конструкция крыши, которую часто применяли в народном зодчестве, в частности, когда накрывали гуменные постройки. Увы, на сегодняшний день руины синагоги остались без кровли.

5. Главная синагога в Гродно

Главную, или Хоральную, синагогу на Большой Троицкой в Гродно называют одной из самых красивых и старейших в Европе. Для строительства каменного дома в Гродно в 1572 году приезжает итальянский архитектор Санти Гуччи. Но даже будучи каменным, дом собраний значительно пострадает от пожаров 1885 и 1900 годов.

0U8A0597_g.jpg

Нынешнее здание Большой хоральной синагоги в стиле русского модерна начали возводить в 1902 году, частично вписав в архитектурный облик остатки «божницы» XVII века. Дом собраний имел два нарядных, украшенных пилястрами, карнизами, сандриками и высокими арочными нишами и окнами, корпуса с ритуальным залом и вспомогательными строениями.

2015-06-02-34 1412_1.jpg

 

Внутри Хоральная синагога так же хороша, как и снаружи. Посреди украшенного лепниной молитвенного зала, где когда-то пел хор мальчиков, расположена бима, в восточной стене – ниша для хранения Торы, а вдоль западной – галерея для женщин. Во время войны синагога оказалась в центре гетто и служила местом сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы. После войны великолепное здание использовали для хранения продуктов и лекарств, а затем приспособили под художественные мастерские. На данный момент в Гродно ведутся работы по восстановлению этой синагоги на берегу Немана. В молитвенном зале проходят богослужения; в здании синагоги открыт для посещения еврейский музей.

6. Большая синагога в Кобрине

Построенную в XVIII-XIX веках Кобринскую синагогу называют одной из самых больших в Беларуси. Это единственная уцелевшая из семи существовавших в Кобрине синагог, большую часть населения которого до Второй мировой войны составляли евреи. В военные годы синагога оказалась центром гетто. После войны, опустошенная и разграбленная, она была закрыта и использовалась не по назначению, в частности в 1980-е годы здесь производилось пиво и ягодный напиток.

sinagoga-06.jpg

В 2003 году зарегистрированная накануне Иудейская религиозная община Кобрина подняла вопрос о восстановлении архитектурного памятника. Однако осуществить планы о культурном центре еврейства Западной Беларуси, музее истории и этнографии евреев Брестчины пока не удалось, равно как и сделать действующей часть синагоги.

7. Каменная синагога в Лужках

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничал род Жабов, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок. В современных Лужках и окрестностях привлекателен для туристов исторический архитектурный ансамбль, состоящий из усадьбы графов Плятеров, церкви, костела, водяной мельницы и синагоги, построенной в середине XIX века и недавно получившей статус историко-культурной ценности.

img_4731.jpg

Здание синагоги возведено из бутового камня и кирпича на правом берегу Мнюты. При ней действовал хедер, где до 1872 году учился родившийся в Лужках Элиэзер Бен-Иегуда, или Лейзер Ицхак Перельман, которого впоследствии назовут «отцом современного иврита». На месте его дома в Лужках установлен памятный знак, а в Глубоком его бюст украшает Аллею знаменитых земляков. От синагоги в Лужках уцелели стены с необычайно красивой каменной кладкой и оконными проемами арочной формы, выложенными кирпичом. У берегов Мнюты сохранились руины миквы – этот водный резервуар из бутового камня и кирпича предназначался для омовения, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты.

8. Синагога в Ошмянах

В начале XIX века каменные синагоги в Беларуси приобретают вид, более свойственный гражданской архитектуре, с чертами классицизма. На рубеже XIX-XX веков еврейская община Ошмян, к которой относилась примерно половина жителей города, получила разрешение на строительство каменной синагоги. Здание из красного кирпича, строгое и прямоугольное по форме, украшено пилястрами на стенах и незначительно вытянутыми окнами, вписанными в ниши с лучковым завершением. Особенностью Ошмянской синагоги считают трехъярусную крышу, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Два ее нижних яруса – четырехскатные. Третий и самый высокий имеет два ската и треугольные, обшитые досками фронтоны-щиты.

2010-11-02_1340.jpg

2010-11-02_1343.jpg

В годы Второй мировой войны синагога и прилегающая к ней территория были превращены в гетто. После войны здание принадлежало районной потребительской кооперации. Теперь оно находится в распоряжении местного краеведческого музея, носящего имя Франтишка Богушевича. Это одна из синагог Беларуси, в которой хорошо сохранился изначальный интерьер – росписи стен и сводов и отдельные архитектурные элементы.

9. Большая Любавичская синагога в Витебске

Последнее аутентичное здание каменной синагоги в Витебске стоит на улице Революционной, которая раньше носила название Большой Ильинской. Оно было возведено в начале ХХ века, когда в городе насчитывалось порядка 60 молитвенных домов и синагог. Строились они в основном из дерева, каменных было всего несколько, в том числе и Большая Любавичская. Недалеко от Большой Ильинской проходит улица Покровская, где жила семья художника Марка Шагала. Богатую историю витебских синагог приходится изучать по архивным документам, старым открыткам и фотографиям, а также по картинам художников. Так, Марк Шагал рисовал деревянную синагогу в Витебске на гуаши «Моя деревня», а на рисунке «Синагога» 1917 года художник изобразил интерьер молитвенного дома с бимой и арон-кодешем.

185.jpg

Любавичская синагога использовалась по назначению недолго. В 1923 году в ней разместился аэроклуб, а после войны здание отдали одному из предприятий города для устройства в нем Дома культуры. Большая Любавичская синагога в Задвинье с каждым годом ветшает. Не единожды поднимался вопрос о ее реставрации, однако по сей день синагога остается в статусе руин.

10. Хоральная синагога в Минске

В самом начале ХХ века на минской улице Серпуховской, которую позже назовут именем Володарского, возводят Хоральную синагогу, в архитектурном облике которой звучат византийско-арабские мотивы. На фасаде были и вытянутая арабская арка, установленная на византийские колонны, и тройные арки, и рельефная расшивка штукатурки, имитирующая византийскую кладку, и готические круглые розетки, самая высокая из которых символизировала глаз Аарона.

2010-07-27_9651.jpg

 

После революции Хоральной синагоге выпало исполнять исключительно культурные роли – она была еврейским театром, Домом культуры, кинотеатром на 1,2 тысячи мест и, наконец, в 1947 году туда переехал созданный в Бобруйске Русский театр. Перестроенное после войны здание бывшей Хоральной синагоги, где и сейчас расположен Национальный академический драматический театр имени Максима Горького, теперь выглядит иначе. Фрагменты старой кладки можно увидеть лишь со стороны двора.

синагога.jpg

Паводле: http://planetabelarus.by